Cвященномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский

День памяти: 4 декабря (21 ноября по старому стилю)

Иоасаф (в миру Жевахов, князь Владимир Давидович), епископ Могилевский, родился 24 декабря 1874 года в родовом имении Линовица Полтавской губернии, в семье благочестивых князей Давида Дмитриевича и Екатерины Константиновны Жеваховых. Он принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых, которые считали своим родоначальником Картлоса — внука Иафета, первого владетеля Кавказа и родоначальника грузин. Его потомок Джавах I, царь Джавахетии, живший за несколько веков до Рождества Христова, и дал имя роду Джаваховых. В XVIII столетии князь Шио (Семен) Джавахов вышел из Грузии с собственным отрядом в свите царя Вахтанга.

В 1738 году он принял русское подданство, получив княжеский надел в Новороссийской губернии. Он-тои положил начало российской ветви древнего княжеского рода, который по-русски стал именоваться Жеваховы.

В семье Жеваховых было четверо детей: два сына-близнеца — Николай и Владимир — и две дочери — Любовь и Варвара. Предки князя Жевахова были из древнего грузинского рода князей и состояли в родстве с семейством Горленко, давшем России Святителя Белгородского Иоасафа. Один из сыновей князя Семена Джевахова (отставной майор) Спиридон Семенович был женат на племяннице матери святителя Иоасафа, Марии Даниловне Горленко. Второй раз род Жеваховых пересекся с родом святителя Иоасафа несколько позже. Дед Николая и Владимира Жеваховых, князь Дмитрий Михайлович, был женат на Любови Давидовне Горленко, прадед которой был двоюродным братом святителя.

В 1899 году Владимир окончил юридический факультет Киевского университета Св. Владимира. В 1900 году поступил на службу в Киевскую судебную палату. С 1902 по 1914 год избирался на каждое новое трехлетие почетным мировым судьей по Киевскому уезду, что свидетельствует о доверии к нему простого народа.

С октября 1908 года князь Владимир Жевахов — член Православного миссионерского общества,член-учредитель Камчатского православного братства, основанного иеромонахом Нестором (Анисимовым, позже митрополитом).

В 1910 году указом Священного Синода Владимир Жевахов был назначен членом комиссии по устройству раки для Честных Мощей святителя Иоасафа Белгородского, к тому же был активным ктитором, много жертвовал на нужды Церкви.

Получив благословение митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), осенью 1911 года Владимир Жевахов взял в аренду у инженерного ведомства участок земли в Киеве под названием «зверинец», где находился древний пещерный монастырь, более ранний, чем Киево-Печерская Лавра, и в августе 1912 года на свои средства начал раскопки. Усилиями братии был выстроен дом, в котором разместилась двухпрестольная церковь. Князь Жевахов оказал значительную поддержку в строительстве надпещерного храма, который в декабре 1913 года был освящен. Впоследствии здесь был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем которого был князь Владимир Жевахов.

До 1917 года князь Жевахов состоял на государственной службе в звании статского советника и неоднократно исполнял обязанности вице-губернатора.

Все время революции и гражданской войны князь Жевахов провел в Киеве, в доме своей матери.

В 1919 году, в самое страшное время, братьев Жеваховых приютил игумен Зверинецкого скита в благодарность за пожертвования. В 1924 году Владимир Жевахов был впервые арестован и семь месяцев провел в тюрьме Киева. 26 декабря 1924 года в основанном им Зверинецком ските епископом Уманским Макарием (Кармазиновым) он был пострижен в монашество с именем Иоасаф и рукоположен во иеромонаха. Через полтора года, 6 июля 1926 года, митрополит Сергий (Страгородский) хиротонисал его в Нижнем Новгороде во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии. Однако вскоре святитель был арестован и с августа 1926 года по исход 1929 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). После лагеря он три года провел в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край). По возвращении из ссылки 29 июня 1936 года назначен епископом Могилевским. Ему было поручено управлять и Минской епархией. 16 октября 1936 года он был арестован и выслан в г. Боровичи Новгородской области, но в следующем году его освободили, направили в Белгород.

В 1937 году был арестован УНКВД по Курской области по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией церковников. 4 декабря 1937 года осужден тройкой УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.

20 мая 1990 года Иоасаф, епископ Могилевский, указом Президиума Верховного Совета СССР был реабилитирован.

21 февраля 2002 года к высокопреосвященному Максиму, архиепископу Могилевскому и Мстиславскому, обратились наместники Свято-Троицкого Выдубицкого монастыря и Скорбященского Звериницкого скита г. Киева архимандриты Иона и Кассиан с просьбой поддержать их ходатайство о канонизации в лике священномучеников строителя, попечителя и благодетеля их монастыря святителя Иоасафа, приложив при этом собранные ими материалы для канонизации священномученика. Архиепископ Максим написал рапорт и оправил эти материалы в Патриархию.

17 июля 2002 года (уже после смерти владыки Максима) Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был канонизирован в лике священномучеников епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов).

24 июля/ 6 августа прославление священномученика Иоасафа соединилось с торжеством памяти Святителя Могилевского и Белорусского Георгия.

Согласно Положению о канонизации святых, священномученик Иоасаф, епископ Могилевский, одновременно прославляется и в Украинской Церкви, и в Российской, и в Белорусской (по месту его рождения, подвигов и кончины).

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу. Мы расскажем об истории, особенностях и традициях праздника.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм.

Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Праздник приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов пост). В этот день разрешается есть рыбу. 

Христианская миссия у славян

Свящ. Алексий Хотеев

Принятию христианской веры предшествует проповедь миссионера. Церковная миссия бывает внутренняя, направленная на утверждение веры, и внешняя — для ее распространения. Служение проповедника предполагает соответствующие дарования и законное послание духовной властью (лат missio. означает «посланничество»). Господь Иисус Христос непосредственно послал на дело благовестия апостолов, те же, в свою очередь, доверили это служение достойным преемникам. Так Церковь Христова распространяется среди народов: словом и примером жизни ее проповедников, исполненных благодатными явлениями знамений и чудес. 

Нередко распространение веры в научно-популярной литературе именуется «христианизацией». Смысл этого термина не совсем ясен. В советские годы под «христианизацией» подразумевали насильственное обращение «низов». В настоящее время можно встретиться с таким мнением, что «миссия» — это пропаганда веры среди язычников, а «христианизация» — это закрепление веры у тех, кто уже формально принял христианство. Не совсем понятно, на чем держится «научность» такого словоупотребления. Получается, если человек принимает Христа, то он «христианизируется», но как назвать, когда кто-нибудь принимает учение Будды или Магомета? (Придумать соответствующий термин — это весьма насущная задача для современной науки.) Думается, что наиболее подходящим названием для подобных религиозных явлений будет слово «обращение» (ср. англ, conversion), поскольку всякая перемена веры сопровождается изменением образа жизни. 

Вера христианская распространяется по тем же путям, что двигаются ее миссионеры. В давние времена путешествовать предпочитали по воде более чем по суше. Ведь прокладывать дорогу какому-нибудь торговому каравану через леса и болота в опасности от туземцев и диких зверей гораздо труднее, чем плыть по реке. Не случайно большинство средневековых городов Европы располагались по берегам рек и морей. Поэтому миссионеры появляются сначала там, где находятся княжеские резиденции, и торговые интересы собирают все окрестное население, занимающееся, как правило, охотой. Впоследствии земельная колонизация крестьянскими руками проложила большинство сухопутных дорог. 

На Западе много потрудились в деле проповеди язычникам ирландские монахи. Их миссионерская традиция восходит к первому проповеднику — бритонцу Патрику. В 16 лет его захватили скотты и увезли на остров как пленника. После своего освобождения, Патрик вновь появляется в Ирландии, но уже в другом качестве. В 432 г. начинается его деятельность как епископа-миссионера. В VI в., начиная с Колумбана — первого ирландского проповедника на материке, преемники Патрика уже странствуют по соседним землям, совершая «паломничество ради Христа». В северной Галлии, на юго-востоке Германии они основывают свои монастыри. Римские папы замечают успехи этой монашеской миссии в Европе и вменяют благовестнические функции в обязанности епископов. Движение на «варварский» Восток становится главным направлением латинских миссионеров. Много трудов было положено на обращение саксов. Немало совершалось и насилия над этим народом. Постепенно латинские проповедники приблизились к землям западных славян. В 968 г. главным центром «славянской» миссии стала епископская кафедра в Магдебурге. 

Распространение христианской веры происходило также из Византии. После окончательного преодоления иконоборческого кризиса в 842 г. греческая Церковь окрепла внутренне, и это положило начало успеху проповеди вовне, особенно, в славянских землях. В 863 г. вместе с изобретением азбуки начинается просветительская миссия свв. Мефодия и Кирилла среди славян. Святые братья были посланы Византийским императором Михаилом III к правителю Великой Моравии Ростиславу, т. к. князь сам пожелал принять греческих проповедников. В состав Великой Моравии тогда входили более мелкие княжества: Чешское, Моравское, Паннонское, Словацкое и Лужицкое. В 865 г. намерение крестить свой народ выказал болгарский царь Борис. Восточные обряды и греческое богослужение на родном языке вызвали у славян больше симпатии, чем латинская Библия и церковные подати проповедников из немецкого Магдебурга. Римский папа Адриан II решил поддержать своим авторитетом успехи славянской миссии святых братьев Мефодия и Кирилла и таким образом расположить их паству к Римской Церкви (неприязненные отношения между Римом и Константинополем в то время уже явно обнаружились). В 870 г. он рукоположил св. Мефодия в епископский сан. Однако мирной проповеди христианской веры в славянской среде не суждено было продолжаться. Войны с усиливающейся Германией привели к распаду Великой Моравии. Немецкие проповедники вместе с национальными обычаями покоренных племен уничтожали и славянское богослужение. Ученики свв. Мефодия и Кирилла были вынуждены бежать на восток — в Болгарию или на север — в Венгрию и Польшу. 

Напрасно иногда говорят, будто еще не было ни Православной Церкви, ни Католической до Великого раскола 1054 г. Христианские проповедники с запада и востока встретились на славянских землях в IX в. Тогда открылись глубокие различия двух миссий. Латинские миссионеры везде изгоняли славянский обряд, по их проискам св. Мефодий был даже посажен в тюрьму. Очевидно, они не считали, что делают с греками общее дело. Миссия с востока подчиняла славян культурному влиянию Византии, но их земли не входили в территорию империи. Вслед за проповедниками не шли греческие администраторы и сборщики налогов. Служба на родном языке становилась подлинным просвещением для ума и сердца, почему славянский обряд распространялся гораздо быстрее латинского и был более плодотворным. Национальное богослужение открывало дорогу достойным местным представителям к священному сану, в то время как латинская миссия ее перекрывала. По этим и многим другим причинам греческая миссия среди славян подготовила в будущем образование на их землях нескольких национальных Церквей. Можно сказать, что еще прежде официального разделения Восточной Церкви и Западной различие их миссионерских принципов становилось таким же ощутимым, как разница в вероучении и обрядах. 

Несколько в стороне от разворачивающихся событии жили русские славяне. Через их земли проходила важная водная артерия: торговый путь «из варяг в греки» по Днепру. Города Новгород, Смоленск и Киев своим происхождением были обязаны общим торговым интересам: здесь славяне во главе со своими старейшинами вели торг с варягами, которые славились не только разбойничьими набегами, но и купеческой предприимчивостью. Инициативные норманны ускорили процесс сложения русской государственности. В 907 г. под руководством Олега Вещего происходит набег на Константинополь. Мирный договор между русскими и греками показывает, что под властью Олега уже находятся Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Любеч и др. города. Хотя внешне тогда был просто разбойничий рейд с целью выкупа и грабежа, но государственные интересы просматриваются в позднейшем договоре Олега (911 г.), обеспечивающем вместо войны выгодную мирную торговлю. 

К главному торговому пути по Днепру примыкали также торговые нити по его притокам. Припять, где был основан Туров, служила водным путем в Польшу. Березина со Свислочыо, где находится Минск, и Двина, где торговым центром был Полоцк, связывали славян с литовцами. Особенно ценился собиравшийся на побережье Балтийского моря янтарь. Вообще русские реки были оживленными транспортными путями, летом по ним плыли на лодках, а зимой путешествовали на санях. 

Варяжские купцы были хорошо знакомы с Православием, некоторые из них даже принимали крещение в Константинополе. «Многие же варяги были христианами», -замечает киевский летописец. Будучи одновременно ратными людьми, они иногда оставались на русских землях, служить в княжеской дружине. При них могли находиться даже христианские священники. Так русские славяне, участвуя вместе со скандинавами в военных и торговых предприятиях, познакомились с «греческой» верой. 

Однако варяги были весьма посредственными миссионерами. Они не старались о просвещении своих славянских собратьев. Тем более, что на своей родине, в Скандинавии, викингам был больше по вкусу воинствующий Тор, чем смиренный Христос. Но их любовь к путешествиям и знакомство с разными странами, воспетые в сагах, нередко поставляли их выше языческих предрассудков. Одна из таких саг повествует об исландском конунге Торвальде, который привлек ко крещению свой народ, а затем совершил поездку в Рим и Константинополь. На обратном пути через славянские земли он умер возле Полоцка и был похоронен у церкви св. Иоанна Предтечи. Значит, в Полоцке еще при норманнах был христианский храм. Это весьма любопытное свидетельство говорит не только о дальности плаваний варяжских конунгов (они углублялись в материк так далеко, что могли появляться даже на Каспийском море), но и о широком знакомстве русских с христианской верой. 

Уже в договоре князя Игоря с византийцами в 944 г. ясно проводится разделение на крещеную и некрещеную Русь. Упоминается также соборная церковь св. Илии в Киеве. Св. княгиня Ольга принимает крещение в Константинополе, в самом сердце Православия. Она пользуется услугами христианского духовного наставника Григория и старается воспитать веру в своем сыне и внуках. В дружине Святослава нашли свое место и христианские воины. Походы этого воинственного русского князя в уже крещеную Болгарию скрепили культурные связи двух стран. Так постепенно приготовлялось Крещение Руси при св. Владимире в 988 г. 

Когда совершалось крещение новгородцев, в летопись вошла поговорка: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Эти слова продолжают повторять и по сей день, мол, Русь была крещена насильно своими правителями. Но много ли свидетельств насилия? Митр. Иларион в слове «о законе и благодати» говорит: «Если кто и не любовию, но страхом приходил креститься, потому что благоверие Владимира со властью было сопряжено». Да, князя боялись, но его и уважали, его примеру следовали. Христианская миссия с востока не знала насильственных «крещальных» экспедиций. Люди принимали крещение вслед за своим вождем. Так было в соседних странах: в Чехии в к. IX в. при князе Борживое и Польше, когда князь Мешко женился на чешской княжне Домбровке в 966г. 

Государство строится на принципе господства и подчинения. Власть можно держать вооруженной рукой, но как только она ослабеет, государство распадется. Только народное единство страны сохраняет ее при смене сильного правителя. Такое единство скрепляется общими для всех духовными законами. Язычество разделяет людей, а христианская вера их объединяет. Контакты с Византией располагали славян к культурному заимствованию, но для этого им самим надо было возвыситься, стать христианами. Именно знакомство с характером восточной миссии подготовило сознательный выбор Руси в пользу Православия.
http://sobor.by/hoteev-mission.php

СЧЕНСНОВИЧ ИОСИФ АНТОНОВИЧ

Сченснович Иосиф Антонович (1886 — 1937), диаконсвященномученик.

Память 9 ноября [1], в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе Старобельских святых (Укр.)

Родился 7 июня 1886 года в местечке Жировицы Слонимского уезда Гродненской губернии в семье белорусского крестьянина. Настрой семьи был глубоко православным, и Иосиф с юности посвятил свою жизнь служению Церкви.

В 1901 году окончил Жировицкое Духовное училище.

В 1903 году окончил курсы псаломщиков в городе Гродно и был определен псаломщиком в храм в селе Великий ЛесБрестского уезда Гродненской губернии, где прослужил до 1915 года.

30 августа 1915 года, из-за начавшихся военных действий, был вынужден эвакуироваться и в начале 1916 года прибыл в Москву. Здесь он поступил псаломщиком в храм преподобного Сергия, что в Рогожской Слободе, по совместительству работая в товарной конторе Северной железной дороги.

В 1918 году выехал из Москвы в Воронежскую губернию в село Алексеевку и в том же году переехал в слободу Лашиновка Старобельского уезда Харьковской губернии, где стал служить псаломщиком.

В 1921 году окончил пастырские курсы в городе Старобельске.

В 1922 году служил псаломщиком в храме в селе Счастье Старобельского уезда.

В 1924 году был рукоположен в сан диакона ко храму в поселке Высокое Харьковской области, где прослужил пять лет.

В 1929 году служил диаконом в храме Петра и Павла у Яузских ворот в Москве.

С 1930 года служил в Троицком храме поселка Купавна Ногинского района Московской области. В том же году за безупречное церковное служение он был награжден двойным орарем. В это время у них с женой Александрой было трое детей, причем младший сын только родился. У диакона Иосифа были родственники, оставшиеся на территории, которая отошла к Польше; они писали ему, что живут в материальном отношении вполне сносно, и приглашали приехать.

В 1933 году диакон Иосиф отнес документы в Польское посольство, предполагая выехать к братьям в Польшу, но из этого ничего не вышло.

5 ноября 1937 года руководители НКВД по Московской области Якубович, Персиц и Васильев выписали справку на арест диакона Иосифа. В ней они писали, что «в поселке Купавна Ногинского района Московской области группа церковников ведет среди населения контрреволюционную агитацию, внедряя в сознание масс веру в сверхъестественные силы. Иосиф Антонович Сченснович с контрреволюционной целью посещает квартиры отдельных работниц, распропагандируя их в контрреволюционно-церковном духе, оказывая некоторым материальную помощь. В результате его посещений гражданка Митина, ранее не посещавшая церковь, стала активной церковницей».

10 ноября были допрошены свидетели, одна из них показала, что «диакон Сченснович своих детей принуждает посещать церковь. Семья под влиянием главы настроена крайне религиозно».

12 ноября 1937 года власти арестовали настоятеля Троицкой церкви в поселке Купавна священника Димитрия Богоявленского, диакона Иосифа Сченсновича и члена церковной двадцатки Сергея Фрыгина, заключив их в тюрьму в городе Ногинске. На следующий день после ареста диакон Иосиф был допрошен.

– Следствию известно, что вы вели контрреволюционную агитацию, распуская провокационные слухи о СССР, – сказал следователь.

– Контрреволюционной агитации и провокационных слухов я не распускал, а высказанные мною настроения о Советском Союзе, побудившие меня обратиться в Польское посольство с просьбой о выезде в Польшу, были настроениями лично моими и моей семьи.

– Следствием установлено, что вы совместно с Богоявленским и Фрыгиным среди верующих проводили контрреволюционную деятельность.

– Лично я контрреволюционной работы среди населения не проводил, а о Богоявленском и Фрыгине ничего не знаю. Мне только известно, что Богоявленский является настоятелем церкви, с ним я проживал в одном доме, а Фрыгин – церковник и посещал церковь.

– Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

На этом допросы были закончены.

19 ноября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к расстрелу за «контрреволюционную деятельность».

21 ноября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

26 декабря 2001 года постановлением Священного Синода причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Рождественский пост

Фили́ппов пост – простонародное название Рождественского поста.

Последний многодневный пост в году. Длится он сорок дней (28 ноября – 6 января, включительно) и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Иногда этот пост называют Филипповым, в знак того, что он начинается на следующий день после дня празднования памяти апостола Филиппа (27.11 н.ст.; 14.11 ст.ст.).

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

Собор Белорусских святых

Со­бор Бе­ло­рус­ских свя­тых

28 июня  (переходящая) – Неделя 3-я по Пятидесятнице

Уста­нов­лен 3 ап­ре­ля 1984 го­да по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Мин­ско­го и Бе­ло­рус­ско­го Фила­ре­та (Ва­х­ро­ме­е­ва). За два­дцать с лиш­ним лет Со­бор Бе­ло­рус­ских свя­тых воз­рос от 14 до 79 угод­ни­ков Бо­жи­их.

В 1999 го­ду бы­ло ка­но­ни­зи­ро­ва­но 23 но­во­му­че­ни­ка Мин­ской епар­хии, по­стра­дав­ших в пе­ри­од 1930–1950-х го­дов, а в 2000 го­ду на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре к ли­ку но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских бы­ли при­чис­ле­ны свя­щен­но­му­че­ни­ки Иоанн, ар­хи­епи­скоп Риж­ский, Мит­ро­фан, ар­хи­епи­скоп Аст­ра­хан­ский, Иоасаф, епи­скоп Мо­гилев­ский, Пав­лин, ар­хи­епи­скоп Мо­гилев­ский, Иоанн, епи­скоп Рыль­ский, а так­же свя­ти­тель Гав­ри­ил, ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский. Де­я­тель­ность этих по­движ­ни­ков бы­ла так­же свя­за­на с Бе­ло­рус­ской зем­лёй, по­это­му и они вклю­ча­ют­ся в Со­бор.

На­ко­нец, по­ста­нов­ле­ни­ем Свя­то­го Си­но­да Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2002 го­ду к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых был при­чис­лен свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Ни­ки­фор (Кан­та­ку­зен), а в Со­бор Бе­ло­рус­ских свя­тых этим же по­ста­нов­ле­ни­ем бы­ли вклю­че­ны ра­нее уже про­слав­лен­ные свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, бла­го­вер­ные князь Бо­рис Ту­ров­ский и кня­ги­ня Ев­прак­сия По­лоц­кая, пре­по­доб­ные Фе­о­дор, князь Острож­ский, Ха­ри­ти­на, княж­на Ли­тов­ская и Ген­на­дий Мо­гилев­ский.

15 де­каб­ря 2009 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да БПЦ бы­ло при­ня­то ре­ше­ние при­со­еди­нить к Со­бо­ру Бе­ло­рус­ских свя­тых 14 свя­тых, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных дру­ги­ми епар­хи­я­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, но ко­то­рые ро­ди­лись, жи­ли, нес­ли слу­же­ние на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си.

В сонм святых Собора входят:

Алекса́ндр Шалай, сщмч.
Анто́ний Виленский (Литовский), мч.
Афана́сий Брестский, прмч.
Бори́с Туровский, блгв. кн.
Валенти́на Минская (Сулковская), блж.
Валериа́н Новицкий, сщмч.
Васи́лий Измайлов, сщмч.
Влади́мир Зубкович, сщмч.
Влади́мир Пастернацкий, сщмч.
Влади́мир Талюш, сщмч.
Влади́мир Хираско, исп.
Влади́мир Хрищенович, сщмч.
Гаврии́л Белостокский, Слуцкий, младенец, мч.
Гаврии́л (Городков), архиепископ Рязанский, свт.
Генна́дий Костромской, Любимоградский, прп.
Гео́ргий (Конисский), архиепископ Могилевский, свт.
Дими́трий Павский, сщмч.
Дими́трий Плышевский, сщмч.
Диони́сий, епископ Полоцкий, свт.
Евста́фий Виленский (Литовский), мч.
Евфроси́ния Полоцкая (до крещения княжна Предисла́ва), прп.
Елисе́й Лавришевский, прп.
Иоа́нн Вечорко, сщмч.
Иоа́нн Виленский (Литовский), мч.
Иоа́нн Воронец, сщмч.
Иоа́нн Кормянский, прав.
Иоа́нн Панкратович, сщмч.
Иоа́нн (Поммер), Рижский, сщмч.
Иоаса́ф (Жевахов), Могилевский, сщмч.
Иулиа́ния Ольшанская, Печерская, княжна, дева, прав.
Кирилл, епископ Ту́ровский, свт.
Лавре́нтий, епископ Печерский, Туровский, затворник, свт.
Леонид Бирюкович, сщмч.
Макарий Ка́невский, Пинский, О́вручский, Переяславский, прмч.
Макарий Киевский, сщмч.
Марти́н Туровский, прп.
Матфе́й Крицук, сщмч.
Ми́на, епископ Полоцкий, свт.
Митрофа́н (Краснопольский), Астраханский, сщмч.
Михаи́л Новицкий, исп.
Михаил Плышевский, сщмч.
Ники́фор (Кантакузен), сщмч.
Николай Васюкович, сщмч.
Николай Мацкевич, сщмч.
Павли́н (Крошечкин), Могилевский, сщмч.
Петр Грудинский, сщмч.
Порфи́рий Рубанович, сщмч.
Ростисла́в (в Крещении Михаи́л) Мстиславич Киевский, Смоленский, блгв. кн.
Серафи́м (Шахмуть), Жировицкий, прмч.
Се́ргий Родаковский, сщмч.
Симео́н Полоцкий, епископ Тверской, свт.
Софи́я Слуцкая, княжна, прав.
Фео́дор Васильевич Острожский, Печерский, князь, прп.

Не надо ходить за добрым делом за тридевять земель

Сегодня 20.04.2019 в воскресной школе прихода произошло интересное и необычное событие. Добрый человек, парикмахер Татьяна предложила
свои услуги в оказании парикмахерской помощи безвозмездно для воспитанников воскресной школы и родителей. Все желающие остались довольны. Татьяна с душой и терпением подошла к каждому. От обрезания кончиков до креативных стрижек. Она проявляет инициативу и предлагает свое видение, может дать совет и рекомендацию по уходу за волосами и прическам.

Сегодня,14.04.2019, силами объединенной воскресной школы (прихода иконы Божьей Матери «Спорительница Хлебов» и прихода Всех Белорусских святых) воспитанниками и их родителями. Традиционно, уже второй год была убрана территорию места захоронения и окультурен памятник погибшим солдатам во время великой отечественной войны в деревне Стефаново Ленинского сельского совета Горецкого района
Читать далее «»

Нина Дмитриевна Ковалева

Позволь нам, Господи утроить
Молитву светлым небесам
И помоги здесь храм построить,
Пресветлых душ, пресветлый храм.

Все Белорусские Святые
В нем будут день и ночь служить,
От Горок тучи грозовые
Своей молитвой отводить.

Ты собери нас воедино,
Во тьме блуждающих овец,
Чтоб не боялась мать за сына
И дорожил семьей отец.

Чтоб совесть мы не распродали,
Друзей меняя на металл.
И сколько б нас не распинали
Страдалец Крест благословлял.

Зажгутся свечи восковые
На каждый праздник годовой
Все Белорусские Святые
Откроют свод небесный Твой.

И Ты услышишь нас Всевышний,
И подтвердиться вновь и вновь:
В Твоей семье никто не лишний
А Твой Престол — сама Любовь!

28.02.2019